Адвокатская палата Пермского края
31 января 2008

ПРАВИЛА

внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

 

(Утверждено: решением Совета АППК 31.01.2008 )

 

1.Общие положения

1.1.Настоящие Правила внутреннего контроля разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ, ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ от 07.08.2001, Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу», Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении положения о порядке передачи информации в Федеральную Службу по Финансовому Мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.», Распоряжением Правительства РФ от 17.02.2002 № 983-р «Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положением «О порядке согласования правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.06.2006 № 88 н, Постановлением Правительства РФ «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 05.12.2005 № 715, а также с учетом «Рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденных приказом КФМ России от 11.08.2003 № 104.

1.2.Настоящие Правила разработаны Адвокатской Палатой Пермского края в целях противодействия адвокатами легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Объектом контроля являются сделки российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, обратившихся за юридической помощью.

Настоящие Правила внутреннего контроля определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; программы (внутренние правила и процедуры) осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; сроки и порядок предоставления информации в уполномоченный орган.

1.3.В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

Доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;

Операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

Федеральная служба по финансовому мониторингу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

Обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Внутренний контроль - деятельность адвокатов АППК, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

 

2.Сделки (операции) с денежными средствами, недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

 

А.Сделки (операции), подлежащие обязательному контролю

2.1.В случаях, когда адвокат АППК готовит или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций

и при наличии у адвоката АППК любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в настоящем пункте, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

2.2.Сбор и документальное фиксирование, хранение информации по сделкам, являющимся объектами контроля, направление информации в уполномоченный орган в соответствии с настоящими Правилами осуществляют адвокаты самостоятельно.

 

Б.Критерии выявления и признаки необычных сделок.

Сделки, подлежащие фиксированию Адвокаты Адвокатской Палаты Пермского края представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения о сделках, в отношении которых у адвокатов на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - необычные операции).

Критериями выявления и признаками таких необычных сделок считаются:

2.3.Сделка, имеющая запутанный или необычный характер, не имеющая очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

2.4.Сделка, не соответствующая целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

2.5.Неоднократное совершение сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их является уклонение от процедур обязательного контроля;

2.6.Иные обстоятельства, дающие основание полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

2.7.Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки).

2.8.Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг.

2.9.Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики.

2.10.Предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет в банк-нерезидент.

2.11.Внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации.

2.12.Необоснованная поспешность в проведении операции (сделки), на которой настаивает клиент.

2.13.Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.

2.14.Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

2.15.Отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам.

2.16.Сложности, возникающие при проверке представляемых клиентом в соответствии с внутренними документами организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей.

2.17.Невозможность установления контрагентов клиента.

2.18.Адвокат располагает данными о том, что информация, представленная клиентом об участниках сделки, содержит неверные (заведомо ложные) сведения.

 

В.Перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию по сделкам, указанным в п.А

2.19.Вид сделки и основания ее совершения;

2.20.Дата совершения сделки и сумма, на которую она совершена;

2.21.Сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего сделку либо по поручению и от имени которого она совершается;

2.22.Сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего сделку от имени этого лица;

2.23.Сведения, необходимые для идентификации получателя по сделке с недвижимым имуществом или денежными средствами и его представителя.

 

Г.Сведения, фиксируемые при идентификации физического лица

2.24.Фамилия, имя, отчество;

2.25.Дата и место рождения;

2.26.Место жительства;

2.27.Место пребывания;

2.28.Сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи, орган, его выдавший);

2.29.ИНН (при его наличии).

 

Д.Сведения, фиксируемые при идентификации юридического лица

2.30.Наименование;

2.31.Регистрационный номер и дата регистрации;

2.32.Место регистрации;

2.33.Почтовый адрес;

2.34.ИНН (при его наличии);

2.35.Коды форм государственного статистического наблюдения

Также необходимо обращать внимание на следующие данные: состав учредителей юридического лица; структуру органов управления юридического лица и их полномочия; размер зарегистрированного и оплаченного уставного капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.

 

3.Порядок предоставления сведений, подлежащих обязательному контролю в

Федеральную службу по финансовому мониторингу

3.1.Информация по сделкам, указанным в п.2.1. настоящих Правил, предоставляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация представляется в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного адвокатом и заверенного печатью, или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.

3.2.Защиту информации при ее передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу осуществляет владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4.Классификация клиентов по группам риска

4.1.На основе информации, полученной при идентификации и изучении клиентов, а также на основе прочей общедоступной информации, адвокат классифицирует клиентов с точки зрения:

- их репутации и надежности;

- возможного их вовлечения в деятельность, связанную с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

С этой целью клиенты классифицируются по группам риска.

4.2.К группе высокого риска по виду деятельности относятся нижеследующие клиенты (виды деятельности):

- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств;

- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ;

- туристская деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий);

- игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места) от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение);

- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата;

- осуществление внешнеэкономических операций;

- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

- торговля (посредничество в торговле) недвижимым имуществом;

- любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.).

4.3.К группе высокого риска по географическому фактору (районы высокого риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма) относятся нижеследующие клиенты (территории):

- государства (территории), где незаконно производятся или переправляются наркотические вещества;

- государства (территории), разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях);

- государства (территории), о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, или являются государствами (территориями) с повышенным уровнем преступности и коррупции;

- государства (территории), где не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

4.4.К группе низкого риска относятся нижеследующие типы клиентов:

- Российские кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, и ломбарды, подтвердившие в письменном виде наличие и реализацию у них правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- Иностранные финансовые институты, регулируемые в странах Европейского союза (кроме Австрии) и в ФАТФ странах;

- Иностранные финансовые институты, не регулируемые в странах Европейского союза (кроме Австрии) и в ФАТФ странах и не находящиеся/ регулируемые в государствах (юрисдикциях) «черного списка» ФАТФ и подтвердившие в письменном виде наличие и реализацию у них правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- Государственные, муниципальные органы, органы местного самоуправления и их дочерние (более 50% уставного капитала) юридические лица;

- Международные (межгосударственные или межправительственные) финансовые организации;

- Юридические лица, осуществляющие публичное предложение эмиссионных ценных бумаг и раскрывающие информацию в соответствии с российским законодательством или их дочерние (более 50 %) юридические лица.

 

5.Программы осуществления внутреннего контроля адвокатами АППК (внутренние правила и процедуры)

5.1.Адвокатами АППК разрабатываются и реализуются следующие программы осуществления внутреннего контроля:

- программа идентификации и изучения клиентов и их представителей;

- программа документального фиксирования и хранения необходимой информации;

- программа обучения адвокатов АППК в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- программа оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

5.2.Программа идентификации и изучения клиентов включает:

5.2.1.Идентификацию клиента - физического лица на основании документа, удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:

фамилия, имя, отчество;

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

образец подписи.

5.2.2.Идентификацию клиента - юридического лица на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов, действительных на дату их предъявления с фиксацией следующих данных:

наименование (полное и сокращенное);

регистрационный номер, место и дата регистрации;

место нахождения;

почтовый адрес;

идентификационный номер налогоплательщика;

коды форм государственного статистического наблюдения.

5.2.3.Идентификацию представителя клиента - физического или юридического лица, с фиксацией данных.

5.2.4.Изучение клиентов и их представителей, для чего:

- проводится анкетирование клиента и его представителя путем составления анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе, его деятельности, аффилированных лицах и иные сведения;

- проводится выявление состава учредителей (участников) юридического лица и определение лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица путем запроса соответствующих документов (заверенных в установленном порядке копий);

- устанавливается структура органов управления юридического лица и их полномочия.

5.2.5.В целях идентификации и изучения клиентов до вступления в договорные отношения с клиентом адвокат АППК:

- запрашивает от клиента документы, обычно истребуемые в соответствии с законодательством РФ (учредительные документы, документы о государственной регистрации, и иные документы) в целях определения его существования, правоспособности, полномочий его представителей, а также прочей идентифицирующей по смыслу ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информации;

- проводит анкетирование клиента путем заполнения клиентом анкеты, разработанной АППК.

5.3.Программа документального фиксирования и хранения документов и информации, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, - программа, позволяющая в любой момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения о зафиксированной сделке, в том числе ее существенных условиях, порядке исполнения, контрагентах по сделке.

5.3.1.Адвокаты обязаны документально фиксировать, сохранять конфиденциальный характер и хранить не менее 5 лет:

- имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно связанные с зафиксированными сделками, подлежащими обязательному контролю, и необычными сделками;

- документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его представителях;

- сообщения о сделках;

- оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, документов по сделкам, а также сообщения – в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих сделок;

- иные документы, в том числе деловую переписку, - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между адвокатом АППК и клиентом.

5.3.2.Хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте или иных участниках сделки, осуществляется в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств адвоката и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим сделкам клиентов и сообщений о сделках - в течение не менее 5 лет с даты совершения сделки.

5.3.3.В АППК устанавливается следующий порядок документального фиксирования необходимой информации адвокатами:

- По сделкам с недвижимым имуществом документально фиксируется:

-- вид сделки и основания ее совершения;

-- дата совершения сделки и сумма, на которую она совершена;

-- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего сделку;

-- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается сделка;

-- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего сделку от имени этого лица;

-- сведения, необходимые для идентификации получателя денежных средств по сделке с недвижимым имуществом и его представителя.

- Наряду со сделками, подлежащими обязательному контролю, выявлению и документальному фиксированию подлежат сделки со следующими признаками:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

- неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Адвокат фиксирует информацию об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте).

Адвокат фиксирует информацию и собирает документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

5.4.Программа обучения адвокатов АППК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включает следующие направления:

- ознакомление адвокатов АППК с нормативно-законодательной базой по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- ознакомление с настоящими Правилами внутреннего контроля;

- практические занятия по реализации Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Программы обучения строятся исходя из того, что основным условием успешного осуществления адвокатами АППК деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является непосредственное участие каждого адвоката в данном процессе.

5.5.Программа оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, включает оценку таких рисков по направлениям:

- деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с интенсивным переводом / оборотом наличных денег);

- регистрации, места жительства или места нахождения соответственно физического или юридического лица в государстве (на территории), где согласно международным источникам:

-- незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешается их свободный оборот (кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях);

-- не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

-- не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

 

6.Заключительные положения

6.1.Адвокаты АППК и сотрудники адвокатских образований, предоставившие информацию по сделке, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц.

6.2.Предоставление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений и документов по вышеуказанным сделкам в целях и порядке, предусмотренном ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением адвокатской, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

(опубликовано/изменено 14 марта 2019)
0.009