Адвокатская палата
Пермского края
614000, г. Пермь, ул. Куйбышева, 4
телефон: (342) 210-31-61,210-31-62


 Печать  Загрузить файл 


О неправомерном отказе в индексации размера оплаты труда

адвоката по назначению

Председателю Правительства

Российской Федерации

В.В. Путину

20 января 2010 г. № 15-012/10

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

     В соответствии с решением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина (исх. № ПЧ-40637 от 1 декабря 2009 г.) неправомерно отказано в индексации с 1 июля 2009 г. и с 1 января 2010 г. размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

     По мнению Минфина, вопрос об указанной индексации может быть рассмотрен при принятии в установленном порядке решения об индексации денежного содержания судьям.

     Данное решение Министра финансов А.Л. Кудрина не отвечает государственной политике в сфере адвокатуры, закрепленной в Федеральном законе ≪Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации≫ (далее — Федеральный закон) и соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации, а также задачам, которые возложены государством на адвокатуру по защите прав, свобод и интересов граждан, обеспечению их доступа к правосудию.

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.5 ст. 25 Федерального закона).

     В силу этого Правительство Российской Федерации 4 июля 2003 г. приняло Постановление № 400 ≪О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда≫, согласно которому размер оплаты труда определялся в зависимости от величины МРОТ. С увеличением МРОТ реально росла оплата труда адвоката.

     С 1 сентября 2007 г. Правительство Российской Федерации по предложению Министра финансов А.Л. Кудрина своим Постановлением от 28 сентября 2007 г. № 625 ≪О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 400 и от 23 июля 2005 г. № 445≫ установило фиксированный размер оплаты труда адвоката — за один день участия в уголовном судопроизводстве не менее 275 руб. и не более 1100 руб., с последующей индексацией с учетом уровня инфляции.

     Порядок индексации, предложенный Минфином по поручению Правительства Российской Федерации (письмо заместителя Министра финансов А.Г. Силуанова от 11 января 2008 г. № 01-02-01/10-16), предусматривал индексацию размера оплаты труда адвоката: с 1 июля 2008 г. — на 8,5%, с 1 июля 2009 г. — на 7% и с 1 января 2010 г. — на 6,5%. На реализацию вышеназванных мероприятий, как отмечено в названном письме, в федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. предусмотрены бюджетные средства.

     Однако вопреки Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г. № 625 индексация размера оплаты труда адвоката вместо запланированных трех раз была проведена только однажды — с 1 июля 2008 г. на 8,5%, что привело к повышению минимальной ставки оплаты труда адвоката до 298 рублей за день участия в уголовном судопроизводстве.

     Поскольку Правительство Российской Федерации не отменяло индексацию оплаты труда адвоката с 1 июля 2009 г. и с 1 января 2010 г., установленную в соответствии с Постановлением от 28 сентября 2007 г. № 625, противоречащее ему решение Министра финансов А.Л. Кудрина выходит за рамки его полномочий и ставит под угрозу осуществление уголовного судопроизводства с участием адвокатов-защитников по назначению.

     По данным Федеральной палаты адвокатов, ежегодно адвокаты назначаются уполномоченными органами в качестве защитников не менее чем по 60% уголовных дел , а в некоторых регионах этот показатель и того выше.

     В 2008 г. судами рассмотрено 1,2 млн уголовных дел, возбуждено и расследовано органами дознания и следствия МВД РФ 2,8 млн уголовных дел, следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ — 250 тыс. уголовных дел. Кроме того, уголовные дела расследуются органами ФСБ, МЧС, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной таможенной службы (в открытом доступе статистические сведения о количестве расследованных ими уголовных дел не обнаружены).

     Из 62 тысяч адвокатов в этой работе, как показывает практика последних лет, ежегодно участвует до 40 тысяч адвокатов, чей труд более чем по 80% решений судебных и следственных органов оплачивается по минимальной ставке — 298 рублей за день участия.

     Совершенно очевидно, что простое сопоставление размеров оплаты труда адвоката-защитника по назначению и других участников уголовного судопроизводства (следователя, прокурора, судьи со среднемесячной зарплатой от 35 000 руб. до 80 000 руб. и более в зависимости от должностной выслуги, региона и других факторов, влияющих на увеличение заработной платы) ставит адвокатов в один ряд с работниками самых неквалифицированных профессий, унижая их профессиональное достоинство.

     Во многих регионах Российской Федерации в условиях кризиса этот крайне низкий заработок является единственным источником доходов адвоката и в сочетании с инфляционным снижением реальных доходов ставит подавляющее большинство адвокатов-защитников на грань выживания, не стимулирует их участие в уголовном судопроизводстве по назначению и отрицательно сказывается на качестве оказываемой гражданам квалифицированной юридической помощи.

    Уместно отметить, что такую позицию Федеральной палаты адвокатов разделяет и Министерство юстиции Российской Федерации, которое подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, принятие которого, как выше указано, отклонено в соответствии с неправомерным решением А.Л. Кудрина.

     С учетом изложенного просил бы Вас, Владимир Владимирович, вмешаться в данную ситуацию и принять положительное решение об индексации размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

 

С уважением, Президент Федеральной палаты адвокатов

Российской Федерации                                                                           

Е.В. Семеняко

...